Регистрация договора коммерческой концессии

Автор: OOO "Вердикт"

 Коммерческая концессия она же франчайзинг в современном экономическом мире является одним из столпов ведения бизнеса. Причём это касается бизнеса всех уровней. Дело в том, что франчайзинг устанавливает вертикальные "лифты" между крупным, средним и малым бизнесом. Суть франчайзинга в следующем:

  • Юридическое лицо, например корпорация, имеет высокодоходный раскрученный бизнес. У этого бизнеса есть отработанная схема деятельности, набор проверенных тактик и стратегий, большая клиентская база и, конечно же, товарный знак, символ, который уникализирует и делает узнаваемой продукцию в этом бизнесе. Макдональдс, Coca-Cola, Microsoft, Nokia, Apple - эти слова и связанные с ними символы-картинки знакомы миллиардам людей по всему миру. Описанный бизнес-комплекс называется франшизой.
  • Франшиза формирует и бренд. Говоря кратко, это известность, востребованность и популярность товара или услуги под данным торговым символом среди населения, включая потенциальную и реальную клиентскую базу.
  • А теперь главное - франшизу можно продавать или "сдавать в аренду". Основной смысл в том, что владелец франшизы (франчайзер) за вознаграждение в какой-либо форме передаёт другому лицу (юрлицо или ИП, здесь называется франчайзи) право пользоваться своей франшизой. Это выгодно обоим. Начинающий предприниматель получает готовую, раскрученную бизнес-платформу с гарантированно высокой прибылью. А франчайзер продолжает расширяться, продвигаясь на новые рынки.

 Любой франчайзинг имеет несколько ключевых особенностей, без которых данная экономическая операция невозможна:

  • обязательное заключение договора в письменной форме;
  • использование франшизы обязательно должно быть возмездным;
  • обязательно соблюдение франчайзи минимального набора условий, в первую очередь, использование товарного знака в своем бизнесе;
  • обязателен акт регистрации.

 Что касается регистрация в Роспатенте, то с 1 октября 2014 года вступили в силу важные изменения. В предмет франчайзинговой сделки всегда входит предоставление права пользоваться бизнес-моделью и товарным символом, ответственным за индивидуализацию товара/услуги. Теперь в соответствии с пунктом 2 статьи 1232 ГК РФ регистрируется не сделка, а само право использовать франшизу. И вместо регистрации договора коммерческой концессии обязательной госрегистрации подлежит само разрешение задействовать в предпринимательской деятельности франчайзи комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав по этому договору (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ).  Непосредственно сам договор регистрации не подлежит (Письмо Роспатента номер 02/21-14928/08 от 31.10.2014). Еще несколько важных юридических моментов касательно регистрации:

  • договор, не прошедший регистрацию, действительности не теряет (постановления 16 и 17 арбитражных апелляционных судов);
  • срок регистрации предоставления права на франшизу не имеет жестких рамок, однако без таковой не стоит начинать реализацию бизнес-проекта на основе полученной франшизы;
  • по общим правилам определен срок 45 дней, когда должна быть реализована госрегистрация или выслано уведомление об отказе в оной;
  • заявление о государственной регистрации разрешения пользоваться исключительными правами на товарный знак подаётся любой из сторон договора - непосредственно в ближайшем филиале Роспатента, на сайте Роспатента, а также через Единый Портал Госуслуг (регулируется Приказом Министерства экономического развития РФ номер 371 от 10.06.2016).

 

Возможные структуры франчайзинга

 В целом, договор франчайзинга даже в рамках перечисленных выше обязательных условий потенциально может быть очень вариативен:

  • Определяется форма оплаты за пользование франшизой. Это могут быть фиксированные выплаты за определённый промежуток времени. Или единовременная разовая выплата. Или проценты от продаж. Или т.н. "безналичные договора выгоды". Обычно, имеет место роялти - ежемесячный платёж за использование символов, патентов и др. авторских прав. Паушальный взнос - стартовая единовременная выплата, оплачивается бизнес-платформа: алгоритм и правила реализации данного бизнес-проекта, бренд-бук (оговариваются все моменты использования товарного символа и авторского дизайна, например, должны ли буквы в названии бренда быть одного определенного цвета или их можно варьировать), основные тактики работы персонала, основные стратегии и т.п.
  • Сам франчайзинг бывает разным. Прямой франчайзинг - самый простой вариант, когда франчайзер передает свою франшизу единственному лицу, и данное лицо имеет право использовать эту франшизу на строго ограниченной территории. Субфранчайзинг - территория по-прежнему строго оговорена, однако лицо, получающее франшизу, получает и все основные права на неё, включая право самому выступать франчайзером, т.е. продавать третьим лицам. Мастер-франшиза - территория также оговаривается, но почти всегда она очень большая, например, страна. При этом приобретатель франшизы получает такой же набор прав как и сам франчайзер. И, по сути, становится полноценным самостоятельным франчайзером. Мастер-франшизу предпочитают крупные раскрученные организации. Издержки от того, что другие лица получают такие же эксклюзивные права, ничтожны по сравнению с профитом в виде превращения фирмы в мировой бренд.
  • По видам франчайзинг делится на несколько категорий. Товарный - владелец франшизы сам производит свои товары, а франчайзи просто их реализует (пример: магазин фирменной одежды). Промышленный вид - франчайзи по строго оговоренному регламенту самостоятельно производит соответствующие товары, причём сырье и средства производства предоставляет франчайзер. Сервисный - полный аналог промышленного вида, только вместо товаров выступают услуги. Бизнес-формат - здесь уровень прав франчайзи уже расширяется: не только продажи, но и самостоятельная организация предприятия. Однако схема этой организации по-прежнему контролируется и диктуется франчайзером. Обратный франчайзинг - передача прав на реализацию бизнеса под соответствующим брендом и снабжение полным ассортиментом фирменных товаров.

 

«Подводные камни» франчайзинга

 При этом не стоит забывать, что коммерческая концессия имеет и свои слабые, негативные стороны: 

  • достаточно высокие риски утечки информации и проблемы с сохранением коммерческой тайны - это очевидно, ведь с распространением франшизы растет и число лиц, имеющих отношение к её реализации и продвижению;
  • нет механизмов компенсации урона от действий некомпетентных франчайзи, которые могут дискредитировать весь бренд;
  • не существует защиты от печально известной ситуации: франчайзи выходит из франшизы и открывает собственное независимое предприятие под собственным уникальным брендом, но всё производство, все технологии, всё качество продукта - те же самые, получается ситуация, когда достижения франчайзера оборачиваются против него самого (единственная защита здесь - предоставление франчайзи неполной информации о своем бизнесе);
  • при перезаключении (пролонгировании) договора франчайзеру в результате новых экономических условий могут потребоваться его изменения, которые будут невыгодны для франчайзи, что приведет к конфликту сторон. 

 Тем не менее, общий экономический анализ показывает, что плюсов от договора концессии всё равно значительно больше, чем минусов.