Реорганизация юридического лица

Автор: OOO "Вердикт"

Реорганизация юридического лица – процедура, при которой компания прекращает свою деятельность с передачей прав и обязанностей другим лицам. Она осуществляется в одной из нескольких форм, может быть добровольной или принудительной.

Формы реорганизации

Гражданское законодательство закрепляет следующие типы реорганизации:

  1. Слияние. Открывается новое предприятие из двух или более юридических лиц, которые перестают работать, передав полномочия новой фирме. При таком способе возможно изменение ОПФ.
  2. Присоединение. Одно или несколько предприятий присоединяются к другой компании, полностью прекратив собственное существование. Но новое юридическое лицо не регистрируется. Использовать подобный метод реорганизации вправе только те организации, которые обладают одинаковой ОПФ.
  3. Разделение и выделение. При данных способах из одной компании формируется несколько новых фирм. Отличие лишь в том, что при разделении реорганизованное предприятие закрывается, а при выделении продолжает деятельность.
  4. Преобразование. Происходит изменение организационно-правовой формы. Старая организация ликвидируется, образуется новая.

При проведении реорганизации требуется внесение поправок в реестр юридических лиц.

Этапы реорганизационной процедуры

Добровольная реорганизация проходит в несколько этапов:

  1. Принятие решения. Если учредитель единственный, он делает это единолично. Если же владельцев несколько, проводится общее собрание с обязательным голосованием и составлением протокола.
  2. Уведомление налоговой службы о реорганизации. Сделать это нужно в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения.
  3. Оповещение кредиторов. Уведомляют путем направления письменного уведомления каждой компании и публикации сведений о реорганизации в СМИ. У кредиторов есть срок не менее 2 месяцев на то, чтобы предъявить требования к предприятию.
  4. Инвентаризация. В процессе нее проводится учет и перерасчет имущественных объектов организации. Результаты фиксируются в инвентаризационных актах.
  5. Составление передаточного акта и разделительного баланса. Требуется оформить бухгалтерскую отчетность, подготовить информацию о наличии задолженности.
  6. Проведение совместного собрания. В нем принимают участие собственники всех фирм, которых затрагивает реорганизация. Владельцы решают вопрос о внесении изменении в устав, утверждении баланса, передаточного акта, назначении руководства нового предприятия.
  7. Подача заявления и пакета документов в регистрирующий орган. Передать бумаги можно лично или через представителя. В последнем случае требуется наличие нотариальной оформленной доверенности.

В течение 5 дней сотрудники государственного органа вносят изменения в реестр юридических лиц. Заявителю на руки выдают лист записи ЕГРЮЛ.

Стоит отметить, что процесс можно остановить по обоюдному желанию учредителей. Требуется созвать собрание, принять единогласное решение и направить в налоговую инспекцию заявление по форме Р12003.

Также есть возможность признать уже состоявшуюся реорганизацию недействительной в судебном порядке, к примеру, если кто-то из собственников проголосовал против процедуры или вовсе не принимали участия в голосовании.

Какие нужны документы?

Для проведения реорганизации требуется подготовить пакет документов, в который входит следующее:

  • заявление с просьбой зарегистрировать компанию;
  • заявление о закрытии предприятия;
  • устав новой организации;
  • чек, подтверждающий внесение государственной пошлины (величина сбора составляет 4 тысячи рублей);
  • копия публикаций данных о реорганизации в СМИ;
  • копии писем, отправленных компанией кредиторам;
  • передаточный акт;
  • соглашение о слиянии или присоединении.

Перечень документов отличается в зависимости от того, какой именно способ реорганизации выбран учредителями.

Помощь юристов в реорганизации

Чтобы успешно пройти процедуру реорганизации, не столкнуться с противоправными действиями сотрудников государственных органов и самим не допустить ошибок, стоит обратиться к опытным юристам.

К примеру, если будут допущены неточности в оформлении разделительного баланса, по которому распределяются имущественные права между организациями, есть большой риск понести большие убытки или вовсе оказаться ответчиком в длительных судебных разбирательствах. Поэтому не стоит полагаться только на себя или на штатного юриста, который не специализируется конкретно на работе с юридическими лицами.

Компания «Вердикт» предлагает правовые услуги разового характера или полное сопровождение клиента на каждом этапе процесса. Специалисты проконсультируют по всем вопросам, подготовят необходимые документы, помогут при взаимодействии с налоговыми и иными госорганами.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Обзор файлов
Максимальный размер каждого файла 10.0 MB